06.03.2017
Директор Проектно-производственной компании «Витарус» Коженкин И. А.,
Научный консультант НП «Межрегиональный центр модернизации библиотек» Лаврова К. Б.

"Интеллектуализированное оборудование для чтения".
Сегодня все больше в библиотеках фиксируется появление двух потоков: собственно читателей и посетителей (к примеру, в Национальной библиотеке Республики Беларусь они даже в статистике отражаются отдельно). Библиотеки повсеместно все больше начинают переносить центр тяжести своей деятельности на развитие досуговых направлений. Это находит свое отражение даже в архитектуре новых библиотечных зданий, в которых значительно возрастает доля помещений, используемых как галереи, выставочные или концертные залы и т. д. Такая реакция библиотек на социокультурные изменения вполне оправдана в условиях «новой урбанистики», где досуг становится одной из основ экономики [10]. Однако все более очевидным становится тот факт, что уменьшается количество собственно читателей, то есть людей, приходящих в библиотеки именно за книгой. Причин этому много. Остановимся лишь на двух: уровне комфорта чтения в библиотеке и возрастании доли так называемого «цифрового чтения». О том, что уровень комфорта, в котором осуществляется процесс чтения, оказывает значительное влияние на выбор читательских практик, известно давно. Еще советская статистка показывала, что наибольший отток посетителей из библиотек произошел в тот период, когда появление массового индивидуального жилья (так называемых «хрущевок») позволило читать книги с большим комфортом дома. Результатом явилось то, что в процессе централизации библиотек в филиалах практически отсутствовали читальные залы. К середине 1980-х годов наметился еще один этап оттока читателей из библиотек, более тревожный по своим причинам. Еще в 1987 г. в диссертационном исследовании А. Р. Зимоненко отмечалось, что «при всей универсальности и традиционно важной роли массовой библиотеки в обществе, мы вынуждены говорить сегодня об определенном кризисе отношения к ней значительной части населения страны» [9, с. 5]. К поиску причин, со своей стороны, приступили и дизайнеры, в частности, ЦНИИЭП им. Б. С. Мезенцева, которым было проведено обследование Централизованных библиотечных систем. Данное обследование зафиксировало эффект «падения престижа массовой библиотеки и следовательно, падение ее посещаемости» [там же]. Отмечалось, что, с одной стороны, причинами этого являются развитие конкурирующих массовых коммуникаций, прежде всего – телевидения, а также появление новых типов специализированных информационно-досуговых учреждений, рост личных книжных собраний. Дизайнеры обратили внимание и на вторую сторону – «разрыв между постоянно увеличивающейся требовательностью читателей к услугам, предоставляемым библиотекой, к условиям пребывания в ней и реальной возможностью осуществления этих запросов при сегодняшнем уровне обеспеченности массовых библиотек информационной (книги) и материальной (здание, помещения, оборудования) базами» [там же]. В результате проведенного опроса читателей были сформулированы три основных требования к рабочему месту в библиотеке: это должно быть место индивидуальное, изолированное и комфортное. Кстати, попутно исследование зафиксировало еще один крайне показательный факт – потребность читателей в доступных им «разнообразных технических средствах, сопутствующих пребыванию и работе в библиотеке». Теперь обратимся ко второй причине – увеличению в процессе чтения цифровой составляющей. Сегодня существует большое количество индивидуальных и компактных устройств для чтения, позволяющих осуществлять этот процесс в любом месте: дома, в транспорте, кафе, парке, а также в библиотеке. При этом «цифровых читателей» абсолютно не смущает отсутствие удобств для чтения: необходимого освещения, монитора, отвечающего санитарно-гигиеническим требованиям для сбережения зрения, эргономической мебели для оптимальной осанки. Даже в домашних условиях среднестатистическому россиянину трудно создать действительно комфортное и эргономичное рабочее место. К тому же сегодня мало кто из людей, ежедневно читающих с экрана, задумывается об этой стороне проблемы и знает о современных результатах исследований эргономистов. В результате страдает здоровье человека: ухудшаются зрение, начинаются проблемы с позвоночником и пр. Сегодня эргономика уже может дать ответ на вопрос о том, какое положение оптимально для мыслительной деятельности в процессе «цифрового чтения». Сейчас стиль работы за компьютером изменился; фигура человека обычно ориентирована на наклон передней части тела от монитора для достижения оптимального отклонения и удобной дистанции. Комфортная осанка достигается абсолютно уникальной концепцией «низкая посадка, глубокий угол наклона спины». Еще одной важной тенденцией развития информационных технологий является организация доступа читателя к разным видам фондов одновременно. В начале1990-х анализ основных тенденций библиотечного дела в зарубежных странах показал, что бурное развитие информационных технологий приведет к появлению новых форм библиотечного обслуживания на основе систем мультимедиа. В это же время Ж. Гаскюэль внесла уточнение о том, что «понятие мультимедиа означает не просто соседство двух носителей информации, но их синтез, осуществляемый посредством компьютера» [4, с. 70]. Работа одновременно с несколькими разными видами документов сегодня уже является неотъемлемой частью функциональности библиотеки. Какие же возможности сегодня может предоставить библиотека для комфортного чтения различных видов документов, в том числе, «цифровых»? Сейчас в библиотеках происходит формирование принципиально новых читательских мест, спроектированных по принципу мультимедиа. Компьютер сделал возможным соединение документов разной природы: графических, звуковых, текстовых, а также фото и видеодокументов. В этой связи появились новые требования и к оборудованию. Совмещение на одном рабочем месте технических средств, необходимых для работы с этими видами документов, потребовало от проектировщиков соответствующих конструктивных решений. Появились новые модели оборудования, примером которых могут служить автономный аудиовизуальный модуль и бокс со встроенной аудиовизуальной аппаратурой, использующийся в медиатеках Франции [4, с. 78], специализированные кресла для просмотра и прослушивания мультимедийных материалов, которые уже есть, например, в Тюменской областной универсальной научной библиотеке. В зависимости от вида деятельности читателя и его предпочтений в выборе читательского места, технические средства, обеспечивающие предоставление сводного электронного контента, могут быть интегрированы в различные виды библиотечного оборудования и мебели. Одним из примеров такого интегрированного оборудования может служить интерактивный журнальный столик в библиотеке п. Александровская Курортного района Санкт-Петербурга. Интерактивность – это, прежде всего, способность информационно-коммуникационной системы активно и адекватно реагировать на действия пользователя. Столик представляет собой комплекс «стол-компьютер» и оснащен встроенным 19-дюймовый LCD-дисплей с функцией Multi-touch, Wi-Fi. В конструкции этого столика применена технология «Touchscreen», позволяющая с помощью специальной пленки делать столешницу чувствительной, превращая ее в сенсорный пульт. Столик обладает возможностью интернет-серфинга и другими различными интерактивными функциями. Пользователь может выбрать одну из опций стола: сканер, принтер, ТВ-тюнер, wi-fi модем. Журнальный столик можно использовать в качестве интерактивного журнала с подключением к сети, переходом на новостные сайты. Нишу под столешницей можно использовать для размещения книг, газет, журналов. Совмещение подобного оборудование с датчиком движения рук позволяет перелистывать страницы виртуальной книги не прикасаясь к монитору. Нечто подобное в виде терминала с верхней платформой в форме книги установлено, например, в Президентской библиотеке им. Б. Н. Ельцина. Соединение технических средств, обеспечивающих работу с мультимедийным контентом, с коммуникативными устройствами (в виде специальных конференц-систем) дает возможность расширить функционал этого оборудования. Ярким примером подобного оборудования могут служить рабочие места в мультимедийном центре Президентской библиотеки им Б. Н. Ельцина. Они оснащены системами просмотра аудио и видеоинформации, встроенными выдвижными микрофонами и конференц-системой с возможностью самостоятельного выбора языка перевода, сенсорными мониторами и даже 3D-очками. Программное обеспечение, установленное в систему аппаратного модуля подобного библиотечного оборудования, позволяет существенно расширить его возможности. Так, в частности, в мультимедийном центре Президентской библиотеки им. Б. Н. Ельцина получение запрашиваемой информации возможно как по заранее сформированному контенту проводимого мероприятия, так и через электронную базу мультимедийного комплекса [12]. Можно констатировать трансформацию самого читателя – он стал более активным. Для него особенно актуальны сервисные функции оборудования, предоставляющие возможность самостоятельного управления процессом обслуживания. Как утверждает Л. З. Амлинский, в мультимедийном библиотечном оборудовании это особенно важно, так как пользователь «получает возможность отбирать нужные ему фрагменты в каждой информационной среде и затем синтезировать, дополнять, изменять, вносить новые элементы, создавать свои собственные мультимедиа-блоки, соответствующие его потребностям» [1, с. 96]. В настоящее время в библиотековедческой литературе идет дискуссия о границах виртуального и реального пространств библиотеки [8, с. 7]. На наш взгляд, совмещение этих пространств для эффективной работы читателя обеспечивают именно такие виды библиотечного оборудования с интегрированным программным обеспечением. Существенной характеристикой качества библиотечного обслуживания и одним из критериев эффективной библиотечной технологии является скорость предоставления информации пользователю, а также удобство работы с этой информацией. Исходя из этого, подобные мебельные комплексы со встроенными программно-аппаратными средствами также являются перспективными видами библиотечного оборудования, предназначенного для углубленной работы с электронными ресурсами. Наличие сведенных в единую точку пространства возможностей пользования личным кабинетом, интернетом, библиотечными базами всех видов позволяет избежать необходимости собирать интересующую информацию по разным отделам (музыкальным, периодических изданий и т. п.). Интегрированные в библиотечное оборудование технические средства и программное обеспечение создают читателям комфортные условия для работы как в физическом, так и в виртуальном пространстве. По мнению Л. З. Амлинского, библиотечное обслуживание «должно быть прежде всего комфортным» [3, с. 9]. Именно об этом следует заботиться как об одном из условий конкурентоспособности библиотек в современном мире и непременном условии дальнейшего развития библиотечного дела [там же]. Комфорт виртуального пространства, по мнению автора, обеспечивается грамотной навигацией по электронным ресурсам, интуитивно понятным интерфейсом. Программное обеспечение, встроенное в оборудование, призвано улучшить в первую очередь именно эти настраиваемые характеристики и параметры. Специалистами проектно-производственной компании «Витарус» был разработан новый тип оборудования с повышенными эргономическими характеристиками – рабочая станция «Line». Станция реализует концепцию «глубокой посадки» и позволяет настраивать кресло и рабочую плоскость станции индивидуально под читателя, позволяя эффективно работать в течение длительного времени без переутомления. Конструкция станции позволяет устанавливать несколько мониторов, положение которых регулируется с помощью кронштейнов. Кроме того, рабочая плоскость станции может быть переведена в положение для работы стоя, что также снижает напряжение посредством изменения позы (от «лежа» до «стоя» без потери работоспособности). Таким образом, большая вариативность, индивидуальная настройка и легкая трансформируемость, а также их сочетание, дают новое качество физического комфорта для читателя. Представляется, что такое оборудование является перспективным и для персонала библиотеки. Одним из основных направлений современной архитектуры и организации внутреннего пространства библиотеки является принцип создания интеллектуальных (или интеллектуализированных) библиотечных зданий, то есть помещений, оснащенных системами интеллектуализации и автоматизации. Это система комплексного создания комфортной и безопасной материально-предметной среды для посетителей и персонала библиотеки, предоставляющая возможности максимальной сохранности различных видов документов. Сегодня уже можно констатировать наступление следующего эволюционного этапа – появление интеллектуализрованного библиотечного оборудования, прежде всего, для чтения. К классу интеллектуального или так называемого «умного» оборудования можно отнести и описанные выше рабочие места. Интеллектуализированным его можно считать на том основании, что оно оснащено средствами автоматического контроля и управления над сервисными системами. Для эффективного управления всеми функциями такого оборудования разработчики устанавливают специальное программное обеспечение, которое является неотъемлемой частью оборудования и гарантирует слаженную работу всех систем. Так появляется новый вид библиотечного оборудования – программно-аппаратные комплексы ПАК. Следующий этап в эволюции интелллектуализированного оборудования для чтения связан с необходимостью создания в новых условиях звукового и зрительного «приватного пространства» [1, с. 34]. Это становится возможным в так называемых индивидуальных изолированных читательских местах. Остановимся на них более подробно. В советские годы подобное оборудование не было широко распространено, оно использовалось в основном при создании лингафонных кабин и индивидуальных боксов. Однако в массовых советских библиотеках индивидуальное пространство читатель не мог получить. Само название «массовые библиотеки» отражало подход к обслуживанию, ориентированному не на индивидуального читателя, а на массы. Хотя уже в советские годы Ф. Н. Пащенко предсказал развитие индивидуальных кабин. Еще в 1972 г., касаясь стратегических направлениях развития объемно-планировочных решений библиотек вузов, он писал, что «очень важно иметь отдельные помещения (индивидуальные кабины), предназначенные для использования аудиовизуальных материалов» [14, с. 32]. Современная библиотековедческая концепция ориентирована на клиента. Поэтому неудивительно, что в современной библиотеке читательские места для индивидуальной работы получили широкое распространение; индивидуальные кабины являются важным видом оборудования, обеспечивающим читателю психологический комфорт, а также значимым элементом пространства библиотеки [11]. Такие кабины обеспечивают высокий уровень защищенности приватного зрительного, звукового и психологического пространства. В индивидуальной кабине читатель получает изолированное личное пространство и возможность комфортного расположения в эргономичном кресле, оборудованном сенсорными мониторами, наушниками и другими техническими средствами, необходимыми для работы с разными документами. Стены таких кабин позволяют их соединять между собой; они оборудованы подвижными шторами, обеспечивающими пользователю возможность их регулировки. В соответствии с современными пространственными требованиями, предъявляемыми к библиотечному оборудованию, блоки индивидуальных кабин должны быть мобильными и сборно-разборными. Библиотековед Л. З. Амлинский утверждает, что блоки читательских кабин необходимо рассматривать как значимый функциональный и архитектурный элемент внутренней планировки читательской зоны библиотеки за счет того, что «блоки кабин могут образовывать различные геометрические фигуры: прямоугольник, квадрат, шестигранник и овал или другие, более сложные» [2, с. 29]. Он также отмечает что кабины «следует делать мобильными <…>, чтобы было легко их переконфигурировать, изменять количество сообщающихся кабин в одном блоке и собирать в любой части читательской зоны» [там же]. Украинский исследователь Р. С. Самотый в своей работе, как и Л. З. Амлинский, утверждает, что обустройству индивидуальных рабочих мест в наше время уделяют все большее значение, и приводит описание комнаты-кабины, предназначенной для длительной работы с научной информацией. Кроме того, он описывает и другие модели оборудования этой функциональной группы: мобильные перегородки, форма и место расположения которых варьируется в зависимости от функциональных задач и индивидуального рабочего места нестандартной формы [15, с. 57]. Л. З. Амлинский обращает внимание на особенности проектирования таких кабин и отмечает, что «при проектировании индивидуальных кабин следует предусматривать несколько вариантов пользования ими: от одиночного до мелкогруппового» [11, с. 29]. Кабины должны предусматривать зрительный контакт с общей читательской зоной и иметь возможность сообщаться между собой, чтобы небольшие группы читателей могли контактировать. Для этого в конструкции кабин, по его мнению, необходимо предусматривать раздвижные перегородки, которые могут по желанию читателя запираться или раскрываться, тем самым превращая ее из одноместной в групповую. В комплекте таких кабин необходимо предусматривать мягкое регулируемое кресло с высокой спинкой, которое может опускаться и подниматься, а также различные аксессуары для организации работы с электронными и бумажными документами. Ширина кресла должна регулироваться по ширине для читателей разной комплекции. В конструкции кабины должны быть предусмотрены книжные полки, дополнительное регулируемое освещение, съемные столики для клавиатуры и мышки, телескопический кронштейн для монитора, который обеспечит возможность регулировки расстояния от глаз до монитора. Разработку и внедрение на практике подобных кабин автор применял в проектах Кировской областной универсальной научной библиотеке и Научной библиотеке Российского государственного университета нефти и газа им. И. М. Губкина. В то же время изолированное пространство не означает замкнутости, так как визуальное сообщение с пространством большого зала или холла происходит через одну из стен кабины, располагающуюся перед взором читателя (например, такие кабины широко представлены в проекте Чешской Технической библиотеки). А вот в новом здании Российской национальной библиотеки возможность использования такого приема не была реализована, что привело, кстати, к дополнительным затратам на энергоснабжение в дневное время. Рассмотрим вопрос о программно-аппаратных комплексах, или библиотечной мебели электронной эпохи. Последние разработки, посвященные перспективным направлениям так называемой дигитальной архитектуры, показывают, что библиотека должна рассматриваться как единое целое, соединяющее в себе как физическое (первичное) пространство, так и виртуальное. Соединение этих пространств – задача, которая стоит не только перед современными архитекторами, но и перед разработчиками современного библиотечного оборудования, которое является частью внутренней архитектуры. Дальнейшее развитие информационных технологий и их интеграция с новыми архитектурными технологиями являются перспективой ближайшего будущего. По мнению японского архитектора Тойо Ито, автора проекта медиатеки в г. Сендай (Япония), новые средства архитектуры будут «врастать» в информационную среду и окружать человека медиа-оболочкой. Эту же тенденцию интеграции подтверждает и фильм о развитии цифровых технологий в будущем, подготовленный компанией Corning. Такой вид оборудования, как индивидуальные мультимедийные кабины, представляется особенно перспективным [7]. Тойо Ито, говоря о принципах архитектуры электронной эпохи, описывает, как можно соединить физическое (первичное) пространство с виртуальным. Исторически подразумевается, что архитектура и мебель как ее часть служат человеку, чтобы встроиться в природную среду. Соответственно в электронную эпоху они должны помогать человеку «встроиться» в информационную среду. По мнению Тойо Ито, «окружая себя медиа-оболочкой, люди приобретают более развитый мозг». Эта оболочка будет помогать людям свободно перемещаться в гигантском информационном водовороте и быстро получать необходимую информацию. Архитектор О. А. Дубинина, изучая тенденции современной архитектуры библиотек, отмечает, что киберпространство не заменило реальное пространство, а стало составной его частью. Давая характеристику библиотекам нового поколения (медиатекам), она отмечает, что «уникальность и значимость медиатек в том, что они примиряют виртуальный и реальный миры, т. е. медиатеки являются физической средой, в которой содержится киберпространство» [6]. Создание в библиотеке таких пространственных локусов, обеспечивающих индивидуальный физический комфорт и одновременно предоставляющих вход в киберпространство, невозможно без разработки новых специальных видов библиотечного оборудования. По аналогии с пространством, описанным архитектором Тойо Ито, такое оборудование будет «электронно-биоморфным», т. е. соединяющим природное пространство с виртуальным, киберпространством посредством электронной сети. Таким образом, в индивидуальных мультимедийных кабинах сочетаются требования психологического комфорта, создаваемого изолированным от внешних раздражителей пространством, а также техническими средствами, обеспечивающими комфортное пользование информационной средой. Столь сложное оборудование для чтения в домашних условиях может себе позволить далеко не каждый человек. Соответственно обязанность библиотек – предоставить гражданам равный и, добавим, комфортный доступ к информации. Появление таких рабочих мест в библиотеках будет способствовать привлечению читателей в библиотеку и особенно новой категории читателей – тех молодых людей, которые уже выросли без традиционной книги и привыкли получать информацию из сети Интернет. Возможность работать с привычными ресурсами, но в более комфортной среде – вот один из сильнейших аргументов в пользу посещения общественной библиотеки. Существующие зарубежные образцы сегодня «неподъемны» для бюджетов отечественных библиотек, поэтому столь важно появление отечественных разработок в данном направлении. Актуальнейшей задачей сегодня является появление отечественных разработок интеллектуализированных образцов библиотечной мебели для электронной эпохи.

Литература 1. Амлинский, Л. З. Научные библиотеки информационного общества: организация и технология [Текст] / Л. З. Амлинский. – СПб. : Профессия, 2008. – 200 с. 2. Амлинский, Л. З. Организация внутреннего пространства научных библиотек информационного общества [Текст] / Л. З. Амлинский // Науч. и техн. б-ки. – 2011.– № 8. – С. 25 – 35. 3. Амлинский, Л. З. Читатель в научной библиотеке информационного общества [Текст] / Л. З. Амлинский // Науч. и техн. б-ки. – 2011. – № 7. – С. 5 – 17. 4. Гаскюэль, Ж. Пространство для книги. Руководство для всех тех, кто строит, оборудует и обновляет библиотеку [Текст] / Ж. Гаскюэль. – М.: Рудомино, 1995. – 303 с. – ISBN 5-7380-0039-0. 6. Дубинина, О. А. Влияние информационных технологий на библиотеку и ее архитектуру [Текст] / О. А. Дубинина // Библиосфера. – 2012. – № 4. – С. 8 – 12. 7. Ито, Т. Образ архитектуры электронной эпохи, или Дигитальный водоворот [Текст] / Тойо Ито // Библ. дело. – 2010.– № 23.– С. 13, 14. 8. Зверевич, В. В. Пространство современной библиотеки: «реальное» и «виртуальное» [Текст] / В. В. Зверевич // Науч. и техн. б-ки. – 2012. – № 11. – С. 7 – 17. 9. Зимоненко, А. Р. Принципы организации внутреннего пространства в массовых библиотеках [Текст]: дис. … канд. архитектуры / А. Р. Зимоненко. – М., 1987. – 234 с. 10. Лаврова, К. Б. Символ престижа [Текст] / К. Б. Лаврова // Библиотека. – 2012. – № 5. – С. 6 – 8. 11. Коженкин, И. А. Принципы комплексного оснащения учреждений культуры мебелью и профессиональным оборудование [Текст] / И. А. Коженкин // Справочник руководителя учреждения культуры. – 2009. – № 5. – С. 33, 34. 12. Мультимедийный центр [Электронный ресурс] / Президент. б-ка им. Б. Н. Ельцина // Президентская библиотека им. Б. Н. Ельцина: [официальный сайт] / Президентская библиотека им. Б. Н. Ельцина. – СПб.: Президент. б-ка им. Б. Н. Ельцина, 2009. – Режим доступа: www.prlib.ru/ Pages/about.aspx. – Дата обращения: 7.10.13. 14. Пащенко, Ф. Н. Гибкая планировка помещений в библиотеках [Текст] / Ф. Н. Пащенко // Науч. и техн. б-ки СССР. – 1972. – № 3. – С. 26 – 33. 15. Самотый Р. С. Материально-техническая база библиотеки вуза в ракурсе внедрения инновационных технологий [Текст] / Р. С. Самотый // Науч. и техн. б-ки. – 2011. – № 9. – С. 51 – 59.

Рассказать друзьям:

Интересные статьи